Сделать стартовой Добавить в избранное
 Главная  Партнерство  Реклама  Карта сайта  Форум  Контакты 
 
 




7 секретов успешного развития нового бизнеса (2009-03-06)

«Бизнесмен должен быть в меру тревожным», - считает Дмитрий Новиков, владелец компании «Консультант-плюс». Его советы новичкам: делать ставку на командный дух, следовать выбранной стратегии, не смотря на искусы и многое другое.  

В самом раннем периоде денег у компании не было совсем, и Дмитрий вспоминал, как приходилось доставать запчасти из компьютеров, продавать их, чтобы на вырученные деньги выплатить людям зарплату. В это время успех компании определили 2 фактора:

1. Ставка на людей.

«Хорошие менеджеры не только делают деньги, но и создают смысл существования для людей» (Т. Питерс и Р. Уотермен).

Похоже, что именно это удалось сделать Дмитрию Новикову, владельцу компании «Консультант-Плюс» и его партнерам.

Вот его рассказ:

150 человек мы пригласили и в головную компанию, и в сервисные центры с факультета в начале 90-х, это ядро фирмы, костяк, золотые люди, из них около 120 работает с нами с тех пор. Это один из главных факторов нашего успеха.

Но мы не смогли бы сделать бизнес только с друзьями с факультета ВМиК МГУ. За эти годы к нам пришло много удивительных, талантливых людей — самых разных и юных и с опытом. На одном из корпоративных мероприятий подходит ко мне человек, которому далеко за 50 и говорит – знаешь, меня на работу нигде не брали уже давно, а вот у вас в сервисном центре взяли, и я себя человеком чувствую. Ну не хочу я водкой торговать. А у вас я сервисный инженер, уважаемый человек.

Недавно в головной фирме меняли мониторы компьютеров на плоские. Всем начальникам в последнюю очередь поменяли, а мне последнему. Потому что девочки, которые целый день сидят за экраном, больше нас заслуживают новый качественный монитор, им важнее... Так создается дух.

…А я слушала Дмитрия и думала: ведь, казалось бы, «уж сколько раз твердили миру» (точнее, бизнес миру) о простом факторе успеха в бизнесе: об отношении к людям. Действительно, простом.

Ведь этому не надо учиться в институте, и за это не надо платить больших денег.

Но огромное количество компаний пренебрегают этим фактором: сужу и по своей консультантской практике, и по некоторым встречам в МКП, когда предприниматели сами рассказывали, что в их бизнесе люди являются «расходным материалом».

Тут можно сослаться на то, что, дескать, бизнесы разные, и одно дело – высокотехнологичный бизнес, где любой менеджер должен иметь высшее образование и светлую голову, а другое дело – клининговый бизнес, где 90% персонала – простые уборщицы.

Но в том-то и дело, что мне доводилось наблюдать 2 клининговых бизнеса с противоположным отношением к этим самым «простым уборщицам».

И я могу только подтвердить, что человечность, хорошее отношение к людям и забота о людях – один из решающих факторов успеха даже в этом бизнесе.

Если проследить судьбы компаний, которые поднялись в 90-х с нуля до лидеров рынка, то такое отношение к людям встретишь почти всегда, хотя бизнесы самые разные —производственные, торговые, компьютерные...

Я уже не говорю о тех успешных компаниях, о которых можно прочитать в бизнес литературе: а писали и пишут об этом немало. Например, из последних — уже рекомендованная мной не раз, великолепная книга Карла Сьюэлла «Клиенты на всю жизнь». Из старых, почти уже древних, легендарных книг — Ли Якокки «Карьера менеджера».

Все эти компании ПРИМЕРОМ доказали, что человечное отношение к человекам делает настоящие чудеса в бизнесе.

И почему-то я не могу припомнить ни одной крупной мировой или отечественной компании, добившейся подобных успехов, где к людям относились бы как к «расходному материалу»…

2. Определение стратегии.

Другим фактором, определившим успех «Консультанта Плюс» на раннем этапе, оказалась верная стратегия.

С самого начала Дмитрий решил, что головная компания будет заниматься только разработкой программы, а прямые продажи переложили на дилеров и отдали им в первые годы большую часть, в отдельных случаях до 95% доходов. За 15 лет условия для сервисных центров менялись всего три раза и обо всех изменениях они были предупреждены за год или за два.

Не всем в компании было понятно такое решение,— в частности, из-за этого из компании в свое время выделился в отдельный бизнес проект Гарант — но Дмитрий называет этот подход «революционным шагом, которым мы взломали рынок».

Тогда «Консультант Плюс» набрал сразу 500 дилеров (из которых 250 работают до сих пор), которые начали продавать систему.

В следующем периоде развития компании деньги уже появились. А вместе с ними появилось и много искусов: купить новое здание для офиса, вложить деньги в смежные бизнесы…

Здесь решающим оказался один фактор:

3. Следование выбранной стратегии.

Дмитрий Новиков:

К счастью мы на это не поддались, мы по-прежнему все вкладывали в наших дилеров, а они захватывали рынок.

Так мы взяли фактически 80% рынка.

В этот момент было самое главное – не разменяться, не поддастся на модные желания иметь крутой офис и не остановиться в развитии. Главное — продолжать вкладывать в клиентов и людей. Это было очень рискованно, но в этом и было условие победы.

И, наконец, в третьем периоде, важным оказалось:

4. Не останавливаться на достигнутом.

Дмитрий Новиков:

Все конкуренты разбиты. Когда мы начинали, штук 10 было фирм на входе, а лет 5 назад мы поняли, что никого не осталось, мы даже не заметили, как они исчезли — осталось 2-3 конкурента. Хотя мы ни с кем не ругались и не бились, а просто работали.

Тогда мы почувствовали, что подустали, сбавили обороты, а конкуренты отдышались, и даже что-то отъели у нас, процентов 10 от доли рынка.

Но потом мы поняли, что если жить так еще лет пять — то доли с преследователями сравняются, и когда рынок разделится «50 на 50», там уже условия конкуренции могут быть совсем другими.

Поэтому в последующие 2 года мы напряглись и вернули наши 10% рынка...

Что еще оказалось важным?..

5. Дело жизни.

Западные компании нам не конкуренты: они управляются наемными менеджерами, для них это не дело жизни, как для нас, а просто работа и цели у них очень приземленные — замаха настоящего нет, — рассказывал Дмитрий.

Дмитрий Новиков: Нет таких денег, за которые я мог бы продать бизнес. Что я буду делать с деньгами? Мне не надо много денег. До последнего момента я ездил на машине Хендай и пересел на Нисан только потому что сейчас у Хендай нет джипа на 7 мест – не хватает для всей семьи.

Будет больше денег, и что? Кайфа что ли станет больше? Не станет…

Вопрос из зала: Ну, есть же такая стратегия: создать бизнес и продать?..

Дмитрий Новиков: А есть другая стратегия: дело жизни. Она ничем не слабее. Я кайф ловлю от того что я это делаю, и это мне нравится.

Действительно, кто может конкурировать с человеком, который занимается любимым делом в жизни?..

Обычный менеджер, который работает строго по графику с 9.00 до 18.00?.. Едва ли.

Очевидно, что только другой человек, который занимается делом жизни.

Менеджеры тоже конечно бывают разные – и одержимые идеей бывают, но для такой отдачи и для такого взгляда собственники у этих компаний с менеджерами тоже должны быть «одержимыми».

То есть, чтобы конкурировать с Дмитрием Новиковым, надо быть вторым Дмитрием Новиковым... или еще более увлеченным своим делом и умеющим увлекать других.

Как вам такое конкурентное преимущество?..

И еще — этот вопрос мы много обсуждали с вами прежде, а вот ответ на него Дмитрия Новикова:

- А как вы думаете, возможно ли в принципе такое, что сейчас я работаю, строю бизнес, а потом нахожу наемного менеджера, лежу на Багамах и получаю проценты?

- В нашем бизнесе в ближайшие 10 лет – нет.

Если наемный менеджер может вести бизнес, то он может рядом создать такой же бизнес. Зачем тогда ему на меня работать. Ведь в нашем бизнесе пока никаких материальных активов. Наши активы — команда и клиенты. Этими активами «с острова» не по управляешь.

Это можно здание купить и сдавать его в аренду.

А у нас, если даже ты нашел человека такого же умного как ты, способного увлечь людей и вырабатывать идеи, то ему ничего не мешает уйти в сторону и начать работать самому.

6. Идеальных решений не бывает, а бывают — правильные решения.

Любителям искать идеальные решения нужно обратить особое внимание на этот пункт J.

Дмитрий Новиков:

Есть бренд продукта — КонсультантПлюс.

Вопрос: наши дилеры должны работать под нашим брендом? — чтобы у них были названия Консультант 1, Консультант 2… Или им надо иметь свои названия?

Конечно, лучше, чтобы они вкладывались в бренд продукта, и бренд сервиса шел бы тоже как КонсультантПлюс. Но многие партнеры только винтиками в машине быть не хотят, им важна и определенная самостоятельность. Поэтому идеального решения нет, а правильное решение такое: все компании продвигают бренд продукта КонсультантПлюс, но в сервисе могут работать и со своими названиями, и под брендом «КонсультантПлюс» (как хотят). Мы только вносим некоторые разумные ограничения, чтобы вблизи с нашим бизнесом не было бы явно несовместимых услуг. Нельзя же под одним брендом и правовые системы обслуживать и водкой торговать или туристические туры продвигать. Эти правила мы обсуждаем вместе с нашими партнерами.

Если я хочу чтобы там были сильные люди, им надо давать свободу. Мне вроде бы не очень выгодно, чтобы у него был свой бренд в сервисе, но со своим брендом в сервисе партнер зачастую работает гораздо эффективнее и более творчески. Самое главное – он решает сам, что для него правильно.

7. О тревожности.

«Бизнесмен должен быть в меру тревожным», - считает Дмитрий Новиков.

И правда, некоторая степень тревожности помогает не останавливаться на достигнутом, помните Льюиса Кэрролла? – я уже не раз напоминала эту цитату:

– У нас, - сказала Алиса, с трудом переводя дух, - когда долго бежишь со всех ног, непременно попадаешь в другое место.

- Какая медлительная страна! – сказала Королева. – Ну, а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте! Ну, а если хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее!

Поэтому иногда задавать себе вопрос: «Достаточно ли быстро я бегу для того, чтобы остаться на месте?..» - бывает очень полезно.

Но Дмитрий Новиков предостерегает от крайности:

Однажды у меня с отцом состоялся такой разговор:

- Отец, так все плохо, бизнес не идет, столько проблем, не понятно, что будет…

- Подожди, сынок… Тебе прямо сейчас есть нечего?..

- Да нет, почему, вот же ужинаем сидим…

- У тебя прямо сейчас бизнес закрывается?..

- Да нет, сегодня не закроется…

- А тогда какие сейчас проблемы?..

Вот, пожалуй, главные секреты бизнеса, который поведал нам Дмитрий Новиков.

Резюме:

1. Делайте ставку на людей: команду и командный дух

2. Определите стратегию в начале пути

3. Следуйте выбранной стратегии, несмотря на искусы

4. Не останавливайтесь на достигнутом

5. Найдите дело жизни

6. Откажитесь от идеального решения в пользу правильного

7. Будьте в меру тревожным

Источник: Московский клуб предпринимателей
Статьи по теме:
Невыносимый шеф: уйти или остаться?
По какой причине люди увольняются чаще всего? Оказывается, небольшая зарплата или отсутствие карьерного роста не так уж часто являются определяющими факторами.
Как научиться говорить «нет» начальнику
Шеф вешает на вас кучу дополнительной работы и заставляет ночевать в офисе. Как правильно отказаться и остаться при этом в списке лучших сотрудников?
К чему надо быть готовым, чтобы не стать жертвой кризиса?
Чтобы не платить компенсации, многие фирмы вынуждают сотрудников уходить по собственному желанию. А для этого придираются и урезают зарплаты.
Кузнец финансового счастья: как стать успешным бизнесменом
Мы знаем, что успех не приходит сам по себе, что это - результат труда. А потому в своем стремлении к материальному благополучию не ленимся узнавать все больше и больше. Вот только переварить информацию нам бывает трудновато без простых историй о том, как кто-то выковал свое счастье, - подобных той, что рассказывает Алексей Цыганков в рубрике «Пятничный менеджер».
Денежные поступления предприятия
В процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятий постоянно осуществляется кругооборот средств.
 
© Helpinvest - информационная поддержка инвестора: как стать богатым, как инвестировать, куда вложить деньги, как открыть свой бизнес, как заработать денег, все о создании капитала.
Разработка сайта Vitrum-Media
Rambler's Top100